Проведение инвентаризации кредиторской и дебиторской задолженности

Законодательство, в части касания бухгалтерской деятельности предполагает необходимость ежегодного проведения фирмами ревизии основных средств и обязательств. Инструкция №180 устанавливает порядок осуществления проверки, временные рамки, объекты, подлежащие учету и участники процесса. Управляющие или директора фирм формируют приказ, содержащий эти данные.

Это непременное мероприятие служит для уточнения:

  • Дебиторской задолженности за проданную продукцию и услуги, плата за которые еще не произвелась
  • Кредиторской задолженности, принятой, но неуплаченной
  • Определить дебиторские и кредиторские обязательства по предоплатам
  • Остальные остатки обязательств, существующих на момент осуществления ревизии.
  • Периоды исковой давности по всем клиентским договорам.

Ревизия и документация

Ревизия нацелена на контроль действительности данных пассива фирмы, ее долговых обязательств, долгов контрагентов,  числящихся в отчетности. Поэтому рассматривается вся документация, доказывающая законность осуществления операций по счетам – начисление и списание сумм.

Регистрация итогов осуществляется в первой половине декабря, когда проводится исчисление суммы  неуплаченной кредиторской задолженности, существующая на 01.11. текущего года. Отчет содержит суммы долгов по просроченным искам. Производится оформление актов проверки проводимых взаимных расчетов с ныне имеющейся клиентурой. На основании таких актов, отправленных клиентуре бухгалтерия фирмы проверяет взаиморасчеты. Законодательного регулирования состава и содержания таких актов не производится. При редисконте было заведено указание сальдо взаимных расчетов, обязательно подписанное главными бухгалтерами , либо лицами, наделенными прерогативой подписи подобной документации.

В случаях, когда фирма собирается подавать исковое требование для возврата долгов в суд, лист проверочного акта необходимо заполнить, указав № и дату договора, который был нарушен, его предмет т.е. продукция, услуги и их стоимость, а также включить первичную учетную документацию, по которой возникло обязательство. Подписание такого акта производится управляющими, директорами фирм или лица, имеющие прерогативу подписи.

Порядок формирования результатов ревизии

Итоги проверки отображаются в акте формы №14-инв., являющимся свидетельством обязательств кредиторов. Формирование свидетельства ревизии взаимных расчетов с клиентурой сопровождается приложением документа к форме №14-инв. В этом документе указывается дата возникновения долгового обязательства и сумма задолженности, зафиксированная в бухгалтерской отчетности. Для записи этих данных применяются пункты с 4 по 6.

В 3 и 4 пунктах записываются данные результатов проверки проводимых  взаимных расчетов с клиентурой, причем указывается сумма скоординированная результатами проверки, а также сумма обязательств по результатам обработки вышеуказанной документации проверки.

Если акт проверяемых сумм подписывается без любых требований, то суммы указываются в третьей строке, когда имеется только частично засвидетельствованное обязательство, то сумма удостоверенная клиентом записывается в третьем пункте, а не удостоверенная – в четвертом пункте. При отказе клиента подписать акт, зафиксированная в нем сумма записывается в третий пункт акта результатов ревизии.

Такая ситуация лишь косвенно свидетельствует о наличие задолженности у контрагента и то, что он сам с этим согласен.  Если будет возбужден судебный процесс, то это обстоятельство не будет рассмотрено.  Основным предназначением проводимой проверки данных о взаимных расчетах выступает возможность списания просроченной задолженности прошлых лет. Такие долги записываются в пятом пункте акта ревизии. Также возможно списать трансцендентные для изъятия дебиторские обязательства.

К ним относятся долги фирм и ИП, которые на момент проведения проверки прекратили свое функционирование, но в Едином государственном реестре зафиксирована отметка о их регистрации.