Принятие закона стало неожиданностью для многих, кто его ожидал. Нормативно-правовой акт пролежал долгое время, ожидая утверждения. Для того чтобы глубже проникнуться пониманием сути закона, необходимо понять, что же такое саморегуляция.
Суть понятия
Саморегулирующиеся организации – механизм воздействия на хозяйствующие субъекты. Регуляция осуществляется как по средствам административных ресурсов, так корпоративными – внутриорганизационными силами, то есть, непосредственно коллективом. Процесс саморегулирования обязательно должен включать в себя следующие составляющие:
- культуру корпорации;
- соблюдение всех стандартов;
- поддержание уровня потребительской культуры и этике на высоких позициях.
Добиться соблюдения требований просто – достаточно потребителям научиться отстаивать свои законные права в случае их нарушения. СРО обязаны иметь страховую базу, чтобы суметь выплатить компенсации ущерба. Несмотря на то, что федеральный закон о саморегулируемых организациях уже принят, он находится в «сыром виде» и требует корректировки. Можно выделить следующие важные для осуществления деятельности статьи и пункты:
- статья о понятиях и видах, а также положениях, регулирующих действия организаций;
- статьи об информационной оставляющей деятельности саморегулирующихся компаний;
- статья об имущественных составляющих процесса и о том, какие действия необходимо предпринимать, когда речь идет о защите нарушенных прав потребителя.
В законе имеется статья, регулирующая механизмы контроля над самим СРО.
3 уровня регулирования
Согласно принятому закону, теперь СРО имеют 3 уровня регулирования – общий, особый и специальный. Общий подразумевает осуществление деятельности именно по нормам принятого закона.
Особый – разрешает использовать в некоторых сферах работы не только принятый закон, но и федеральные нормативы, касающиеся деятельности СРО. Специальный уровень отдан под регулирующие основы деятельности управляющих компаний, страховых организаций и других подобных структур.
Принятый закон подразумевает возможность внесения изменений и дополнений сторонними источниками правовых норм, в том числе федеральных законов.Однако, вопросы, касающиеся взаимоотношений между СРО и федеральными властями, освещены в законе не достаточно ясно и полно, что вызывает некоторые недопонимания на этапе межрегиональных взаимодействий.
Уполномоченный федеральный орган представляет собой одновременно и контролирующий орган, который ведет надзор за деятельностью саморегулируемых организаций, и орган регистрации таковых, в том случае, если они не определены на момент надзора.
В свою очередь взаимодействия между органами надзора и регистрации и СРО, прописаны в статье закона № 22. В ней говориться, что федеральная власть имеет полное право не только привлекать саморегулируемые организации к разработке законов, актов и программ федерального значения, но и при возникновении подобной необходимости, обратиться в соответствующие инстанции с иском об исключении организации из реестра компаний. Согласно положению закона о саморегулируемых организациях, система управления включает в себя следующие органы:
- коллегиальный;
- управленческий;
- исполнения.
Коллегиальный орган проводит все необходимые процедуры по назначению на ключевые посты, определяет аудиторские проверки, то есть выполняет обязанности по кадровому набору и прочей деятельности, которая важна для отлаженной и бесперебойной работы. На органе исполнения лежит хозяйственная часть организационной деятельности, тогда как управленческий отвечает за соблюдение и разработку документов и отвечает за все СРО в целом.
Дисциплинарные взыскания
В статье 10 речь идет о дисциплинарных взысканиях с членов организации. Меры специализированного воздействия включают в себя взыскания, штрафы, предписания и даже рекомендации о том, что провинившиеся лицо должно быть исключено из коллектива СРО.
Одобрению такая суровая мера подлежит лишь в том случае, если за нее отдали свои голоса более 2/3 членов специализированного органа, после чего решение должно еще пройти утверждение в коллегиальном органе.
У подвергшегося такому суровому наказанию человека существует возможность обжаловать его, что предусматривается в 16 статье принятого закона, поэтому окончательное решение может быть принято только после рассмотрения жалобы, если таковая будет иметь место. Обжалование может быть рассмотрено и в судебном заседании, что также разрешается принятым законом.
Именно с дисциплинарными мерами и возникают недопонимания. Закон в этом отношении пестрит пробелами в разработке. В частности, не совсем понятно, кто же именно имеет право рассматривать жалобы или выносить окончательные решения по вопросу исключения из членов СРО.
Также нет точных границ во времени, когда можно рассматривать поданные взыскания и сроки, которые бы отводились на рассмотрение жалобы по вопросам взысканий. Резоннее всего было бы приравнять сроки к установленным временным промежуткам, отводимым законодательством для рассмотрения вопросов по административным делам.
Возможность рассмотрения дела об исключении в суде также вызывает некоторые сомнения, ровно, как и право члена СРО оспорить совершенно любое действие/бездействие, опять же в судебном порядке. Общий порядок контроля в СРО включает в себя проведения комплекса проверок. Среди них плановые, которые должны проводиться не реже 1 раза в 3 года и внеплановые проверки.
Членство в саморегулирующейся организации
Членство в саморегулируемой организации может быть как добровольным, так и обязательным, но только в том случае, если к имеются прямые отсылки на пункты в федеральном законодательстве. В СРО могут быть зарегистрированы не менее 25 организаций, выполняющих функции предпринимательской деятельности. Также 100 предприятий, выполняющих профессиональную деятельность могут быть включены в состав СРО и получить тем самым особый статус.
Согласно статье закона № 23, за саморегулируемыми организациями должен быть установлен контроль со стороны государства. На деле акт не регламентирован и требует доработки. Сегодня контроль за СРО осуществляется по такому же принципу, как и у Юридических лиц или ИП.
Странным выглядит обязательное разглашение сведений об аттестатах членов СРО, неоднозначно освещен вопрос об информации, содержащей результаты проверок деятельности членов организации с саморегулируемыми формами правления. Если детально разобрать принятый в 2014 году закон, то становится ясно, что он хорошо освещает суть и структуру организации СРО, что позволяет надеяться на дальнейшее развитие этого сегмента в деловом мире.
На сегодняшний день система саморегулирования не может заменять государственное в полном объеме, так как тому существуют множество препятствий. В первую очередь – это отсутствие элементарной бизнес – культуры, согласно которой СРО могли бы выделяться, как самостоятельный вид предпринимательской деятельности. Сейчас они очень часто становятся составляющими государственных предприятий.
Зарубежный опыт
Если смотреть на зарубежный опыт, то СРО там играют роль еще и стимулирующую для развития рынка товаров, услуг, а кроме того, значительно упрощает процедуру возмещения самых разнообразных убытков, понесенных потребителем. В Европейских странах апример, активно распространены саморегулируемые организации в сегменте массовой информации, в их компетенцию входит даже наложение штрафов и санкций, на нарушителей корпоративной этики. Некоторые из сфер услуг создают сегодня сети влияния и в Интернете. В Америке имеется портал медицинских услуг с функциями саморегулируемой организации.