Организации, занимающиеся производством и поставкой товаров, выполнением работ или оказанием услуг, постоянно взаимодействуют с дебиторами – физическими или юридическими лицами, несущими обязательства по уплате долга. Дебиторская задолженность – та сумма, которую контрагенты должны уплатить в определенный срок, но еще этого не сделали.
Разновидности долга
Дебиторская задолженность бывает нормальной и просроченной. Задолженность считается нормальной в том случае, когда в договоре имеется пункт об отсрочке платежа. Указанный вид дебиторской задолженности распространен повсеместно, и его наличие не является угрозой, поскольку позволяет наращивать объемы продаж. Другое дело просроченная задолженность, которая возникает, если заявленные в договоре сроки уже наступили, а оплата так и не произведена. Наиболее критична ситуация, когда задолженность признается безнадежной вследствие невозможности исполнения обязательства или по истечении установленных сроков исковой давности.
Причины возникновения просроченной задолженности
Основания для отказа от уплаты долга могут иметь различный характер. Далеко не всегда причина заключается в недобросовестности контрагентов, ведь и они могут понести непредвиденные убытки, столкнувшись с нечестностью клиентов или оказавшись в чрезвычайной ситуации. Масштабные перемены организационного характера также способны стать причиной отказа от обязательств, если они привели к смене собственников бизнеса или наступлению банкротства. Наличие тесных отношений клиента с конкурирующей фирмой в том числе выступает рискообразующим фактором. Для того, чтобы взыскать дебиторскую задолженность прошлых лет, необходимо вмешательство судебного органа.
Как защититься от возникновения просроченных долгов
Чтобы обезопасить себя от возможной неплатежеспособности покупателя, необходимо получить подтверждение его полной благонадежности. Прежде чем заключить договор с покупателем, следует ознакомиться с копией финансовой отчетности за последние пару-тройку лет, заверенной в налоговой инспекции; возможно, с заключением аудиторов. Нужно убедиться, что представленная отчетность достоверна, и оценить деловую репутацию контрагента на сайтах ФНС и ВАС. Можно связаться с его предыдущими поставщиками для получения полноценной характеристики. Что касается кредитной истории – здесь поможет рейтинг клиента. Если дело дошло до заключения договора, не лишним окажется присутствие свидетелей.
Нюансы в расчетах
Наличие или отсутствие задолженности напрямую зависит от репутации компании-поставщика. Если поставщик востребован на рынке, он диктует условия, и клиенты прежде всего заинтересованы в том, чтобы оставаться на хорошем счету. Добросовестные покупатели прикладывают все усилия к тому, чтобы не утратить доверие ценного контрагента, а неблагонадежные клиенты не рискуют с ним связываться. В результате объемы просроченных и безнадежных долгов сведены к минимуму.
Как бороться с должниками
Возможны несколько методов возврата задолженности. Крупные компании нанимают сотрудников, занимающихся вопросами дебиторской задолженности. В их обязанности входит контроль своевременной уплаты платежей и напоминание о приближении сроков оплаты. При этом нужно помнить о проблеме, связанной с деятельностью менеджеров по продажам, ради выполнения планов игнорирующих невозможность своевременного расчета. За определенное вознаграждение они выступают в роли поручителей за платежеспособность покупателей, которые не в состоянии расплатиться по долгам.